Skip to main content

Регламент турнира по Брейн-рингу

1. Общие положения

1.1. Турнир по Брейн-рингу (далее "Турнир") проводится в рамках фестиваля Знатокиада 2014 в Одессе.
24 августа проходят отборочные этапы, 25 августа состоятся бои ¼ финала*****, полуфиналы, бой за третье место и финал.

1.2. Турнир состоит из двух этапов:
Отборочный этап ("ОЭ") состоит из первого группового этапа и второго группового этапа.
Финальный этап ("ФЭ") состоит из боев ¼ финала, полуфиналов, утешительного финала (боя за третье место) и финала.

1.3. Участие команды в Турнире подразумевает, что она ознакомлена с данным Регламентом и согласна со всеми его положениями.

1.4. Расписание игр будет определено Оргкомитетом перед началом Турнира.

2. Участники соревнований

2.1. Максимальное количество команд, принимающих участие в турнире, – 32.

2.2. Оргкомитет предоставляет три персональных приглашения. В случае и их отказа места в основной сетке Турнира будут заполнены командами на общих основаниях.

2.3. При заполнении бланка для регистрации на пятничный турнир по "Что? Где? Когда?" команды могут отметить поле "Претендуем на участие в турнире по Брейн-рингу". Участники Турнира отбираются из отметивших это поле.

2.4. В течении часа после завершения субботнего турнира по "Что? Где? Когда?" (момента оглашения окончательных результатов) ранее зарегистрировавшиеся команды имеют право отозвать заявку на участие в Турнире.

2.5. В течение срока подачи заявок есть возможность формировать сборные команды. Для этого в Оргкомитет достаточно подать заявку с указанием названия и капитана команды и названий участвующих в турнире по "Что? Где? Когда?" команд, из игроков которых будет сформирована сборная.

2.6. По окончании срока отзыва заявок для участия в Турнире из списка зарегистрировавшихся отбираются не более 29 команд с наибольшим количеством очков, набранных в "Что? Где? Когда? ". В случае дележа последних выводящих мест участие в Турнире определяется по времени подачи заявки.

2.7. В случае если команды, приглашенные по wild card, не будут принимать участие в Турнире, количество команд, указанных в п. 2.6, будет увеличено.

2.8. Оргкомитет оставляет за собой право при наличии технической возможности редактировать список участников и по завершении этого срока (позволяя не прошедшим отбор следующим по списку командам принять участие взамен выбывших).

2.9. Преемственность составов для участия в Турнире обеспечивается участием в команде как минимум четырех игроков из заявочного списка на турнир по "Что? Где? Когда?", для персонально приглашенных команд – по составу, завоевавшему титул. Для сборных команд преемственность не нужна.

3. Организация и ведение игр

3.1. Игры Турнира проводятся параллельно на четырех игровых площадках.

3.2. Для отсчета времени и определения очередности ответа используется специальная электронная кнопочная система. На каждой игровой площадке должна использоваться отдельная система.

3.3. Для ведения игр Оргкомитет Турнира назначает Ведущих и Технических ассистентов – по одному на каждую игровую площадку.

3.4. В функции Ведущего входят:
– общая организация игрового процесса на игровой площадке;
– проверка работоспособности кнопочной системы;
– ведение игры;
– оценка ответов команд;
– принятие и рассмотрение заявленных командами протестов;
– объявление результатов игр сразу после их окончания;
– запись результатов игр и передача их в Оргкомитет Турнира.

3.5. Ведущий имеет право:
– привлекать к ведению игр заранее назначенных ассистентов, а также помощников из числа зрителей и игроков команд, не участвующих в игре;
– привлекать для консультации в качестве экспертов игроков и зрителей (но не должен прибегать к "голосованию");
– обращаться к Оргкомитету Турнира с предложением лишить права участия в турнире отдельных игроков или всю команду за некорректное поведение по отношению к Ведущему, соперникам или зрителям;
– удалять из зала зрителей за подсказки, пользование мобильными средствами связи во время боя и некорректное поведение;
– снимать вопросы и заменять их другими в случаях, описанных в п. 4.11.

3.6. Ведущий обязан:
– объяснить командам до начала игр, какой именно момент или какой именно сигнал кнопочной системы считается началом минуты обсуждения, а также дать каждой команде возможность проверить нажатие на кнопку по сигналу, когда эта команда садится за стол в первый раз на данной игровой площадке;
– сообщая о неправильном ответе команды, отвечавшей первой, пользоваться словами "ответ неверный" или аналогичной фразой, но одной и той же для всех боев, не комментируя неверный ответ и не подсказывая второй команде иным способом, например, интонацией.

3.7. Любые решения, принятые Ведущим на одной из площадок, не распространяются на другую площадку. Помимо всего прочего, это относится к оценке ответов команд и снятию вопросов.

3.8. Ведущий при рассмотрении протестов обязан руководствоваться пунктами настоящего Регламента (4.7 и 4.8). Ведущий не обязан приводить аргументацию своих решений. Решения Ведущего считаются окончательными.

3.9. Технический ассистент обязан следить за работой электронной кнопочной системы и запускать ее по сигналу Ведущего (слово "Время" после прочтения вопроса) – не раньше буквы "е" в слове "Время", но и не позже чем через 5 секунд после этого.

4. Правила игры

4.1. Отдельно взятая игра Турнира, в которой участвуют две команды, называется боем. Бой состоит из нескольких раундов, в каждом из которых задается один вопрос и разыгрывается одно игровое очко.

4.2. В каждом раунде игровое очко получает команда, нажавшая на кнопку раньше соперников и давшая после этого правильный ответ, или команда, давшая правильный ответ после того, как соперники ответили неправильно либо допустили фальстарт. Если ни одна из команд не дала правильного ответа, игровое очко остается неразыгранным.

4.3. Победительницей боя считается команда, набравшая больше очков, чем команда-соперница.

4.4. На ФЭ:
– бой останавливается, если разрыв между командами составляет больше очков, чем осталось вопросов в бое;
– в случае ничейного результата задаются дополнительные вопросы до первого набранного игрового очка.
На ОЭ:
– в каждой игре отыгрываются все вопросы и не задаются дополнительные вопросы;
– допускается ничейный результат.

4.5. После того, как ведущий произнес слова "Бой окончен" или аналогичную фразу, результаты боя не могут быть пересмотрены. Исключение составляет только исправление очевидных технических ошибок.

4.6. В каждом раунде:
– Ведущий сообщает номер вопроса, зачитывает вопрос и запускает отсчет времени.
– После начала отсчета чистого времени (звуковой и/или световой сигнал) любая из команд имеет право нажатием кнопки остановить отсчет и дать ответ.
– Если команда нажала на кнопку после первого слова текста вопроса и до начала отсчета времени, то она лишается права ответа ("фальстарт"). Право ответа переходит ко второй команде, при этом у нее остается 60 секунд на обсуждение.
– Если команда нажала на кнопку после начала отсчета времени, но ответила неверно или нарушила правила, то право ответа переходит ко второй команде. При этом ей дается 20 секунд на обсуждение.
– Ведущий оценивает ответы команд и сообщает счет после раунда.

4.7. Ответ считается неправильным, если:
– ответ не раскрывает суть вопроса с достаточной степенью конкретизации (степень необходимой конкретизации определяется Ведущим);
– форма ответа не соответствует форме вопроса;
– команда дала два или более вариантов ответа, при этом хотя бы один из них неверен;
– в ответе допущены грубые ошибки (неправильно названы имена, фамилии, названия, даты, способ действия и т.п.), искажающие или меняющие суть ответа.

4.8. Ответ команды также считается неверным, если нарушено любое из следующих технических условий:
– Ответ команды дает либо капитан команды, либо игрок, на которого укажет капитан.
– После нажатия на кнопку за столом у нажавшей кнопку команды обсуждение прекращается.
– Команда должна отвечать только после сигнала Ведущего. Сигналом считаются слова "Отвечает команда такая-то" или аналогичная фраза (даже если команда уверена в том, что нажала на кнопку раньше).
– Ответ команды должен быть дан в течение 5 секунд после сигнала Ведущего.

4.9. Если команда не согласна с решением Ведущего о незачете ее ответа, а также если команда считает, что вопрос должен быть снят по одной из причин, перечисленных в п. 4.11, то до начала следующего раунда капитан команды вправе обратиться к Ведущему с просьбой приостановить игру, после чего капитан или назначенный им игрок кратко излагает суть протеста.

4.10. Ведущий останавливает бой и разбирает суть протеста. Если в результате этого решения ответ засчитывается команде, отвечавшей первой, а команда, отвечавшая второй, тоже дала правильный ответ, то вопрос снимается, очко, полученное второй командой, аннулируется, а вопросный раунд переигрывается.

4.11. Вопрос может быть снят и заменен другим в следующих случаях:
– заявленная командой и доказанная (командой или с помощью экспертов) некорректность вопроса;
– техническая ошибка Ведущего;
– сбой игровой аппаратуры;
– подсказка из зала, зафиксированная Ведущим или секундантами.

4.12. Команда допускается к участию в бое, если в ее составе насчитывается не менее трех человек, включая капитана (или не менее четырех человек без капитана), и не более шести человек из заявочного состава. Если команда не допущена к бою, то ей засчитывается поражение с максимально возможным счетом.

4.13. В случае неявки команды на бой (неявкой считается опоздание более чем на 1 минуту к объявленному Ведущим началу боя) ей засчитывается поражение с максимально возможным счетом.

5. Отборочный этап

5.1.* На первом этапе 32 команды, принятых к участию в турнире, распределяются на 8 групп по 4 команды. Команды каждой группы играют между собой по круговой системе. На каждой игровой площадке параллельно играют две группы (всего 12 боев). На этом этапе в каждом бою задается по 5 вопросов. Команды, занявшие первые два места в каждой группе, проходят во второй отборочный этап.

5.2.** На первом этапе 24 команды, принятых к участию в турнире, распределяются на 4 группы по 6 команд. Команды каждой группы играют между собой по круговой системе. На каждой игровой площадке играет одна группа (всего 15 боев). На этом этапе в каждом бою задается по 5 вопросов. Команды, занявшие первые места в каждой группе, проходят в ¼ финала. Команды, занявшие вторые, третьи и четвертые места в группах, выходят во второй отборочный этап.

5.3.*** На первом этапе 20 команд, принятых к участию в турнире, распределяются на 4 группы по 5 команд. Команды каждой группы играют между собой по круговой системе. На каждой игровой площадке играет одна группа (всего 10 боев). На этом этапе в каждом бою задается по 5 вопросов. Команды, занявшие первые места в каждой группе, проходят в ¼ финала. Команды, занявшие вторые и третьи места в группах, выходят во второй отборочный этап.

5.4.**** На первом этапе 16 команд, принятых к участию в турнире, распределяются на 4 группы по 4 команды. Команды каждой группы играют между собой по круговой системе. На каждой игровой площадке играет одна группа (всего 6 боев). На этом этапе в каждом бою задается по 5 вопросов. Команды, занявшие первые места в каждой группе, проходят в ¼ финала. Команды, занявшие вторые и третьи места в группах, выходят во второй отборочный этап.

5.5.* На втором этапе 16 команд, занявших 1-е и 2-е места на первом групповом этапе, по заранее подготовленной схеме образуют 4 группы по 4 команды. Команды каждой группы играют между собой по круговой системе (всего 6 боев). На этом этапе в каждом бою задается по 5 вопросов. Команды, занявшие первые два места в каждой группе, выходят в ¼ финала.

5.6.** На втором этапе 12 команд, занявших 2-е, 3-е и 4-е места на первом групповом этапе, по заранее подготовленной схеме образуют 4 группы по 3 команды. Команды каждой группы играют между собой по круговой системе (всего 3 боя). На этом этапе в каждом бою задается по 5 вопросов. Команды, занявшие первые места в каждой группе, выходят в ¼ финала.

5.7.*** На втором этапе 8 команд, занявших 2-е и 3-е места на первом групповом этапе, по заранее подготовленной схеме образуют 2 группы по 4 команды. Команды каждой группы играют между собой по круговой системе (всего 6 боев). На этом этапе в каждом бою задается по 5 вопросов. Команды, занявшие первые два места в каждой группе, выходят в ¼ финала.

5.8.**** На втором этапе 8 команд, занявших 2-е и 3-е места на первом групповом этапе, по заранее подготовленной схеме образуют 2 группы по 4 команды. Команды каждой группы играют между собой по круговой системе (всего 6 боев). На этом этапе в каждом бою задается по 5 вопросов. Команды, занявшие первые два места в каждой группе, выходят в ¼ финала.

5.9. Команды, прошедшие в ¼ финала, делятся на 4 пары (по заранее подготовленной схеме) и играют один бой из 9 вопросов. Команда-победитель каждого из боев выходит в полуфинал.

5.10. За победу в бою команда получает два турнирных очка, за ничью – одно, за поражение – ноль турнирных очков.

5.11. С целью определения мест в группах для каждой команды рассматриваются следующие показатели (в порядке приоритета):
1) Количество турнирных очков.
2) Количество турнирных очков, полученных в боях с командами, у которых показатель 1) такой же, как у рассматриваемой команды.
3) Разница "забитых" и "пропущенных" в боях с командами, у которых показатели 1) и 2) такие же, как у рассматриваемой команды.
4) Разница "забитых" и "пропущенных" во всех боях группового этапа.
5) Сумма правильных ответов во всех боях группового этапа.
6) Перестрелка из одного вопросного раунда.

6. Финальный этап

6.1. Финальный Этап ("ФЭ") проводится по олимпийской системе ("плей-офф").

6.2. ФЭ состоит из 4 раундов.
1/4 финала – один бой из 9 вопросов; отыгрывается параллельно на четырех игровых площадках.
1/2 финала – один бой из 11 вопросов; отыгрывается параллельно на двух игровых площадках.
Утешительный финал (бой за третье место) – один бой из 11 вопросов.
Финал – до двух побед в боях из 5 (для схемы на 24 команды), 7 (для схем на 32 команды и на 20 команд) или 9 (для схемы на 16 команд) вопросов.

7. Результаты турнира

7.1. Команда, победившая в финале, занимает первое место и объявляется чемпионом Знатокиады-2014 по игре Брейн-ринг. Команда, проигравшая в финале, занимает второе место и объявляется вице-чемпионом Знатокиады-2014. Команда, победившая в утешительном финале, занимает 3-е место, а проигравшая – 4-е место.

7.2. Команды, занявшие первые три места, награждаются кубками и медалями Знатокиады-2014.

* При сетке на 32 команды
** При сетке на 24 команды
*** При сетке на 20 команд
**** При сетке на 16 команд
***** Могут быть проведены 24 августа